Перейти к содержимому.
Приемная комиссия: 25-69-62, 25-69-45

АбитуриентамОбучающимсяВыпускникамПреподавателям и сотрудникамПартнёрам и работодателям

Профессиональные и личные цели и ценности

 

Ценности придают смысл деятельности, жизни, - это сетка координат профессиональной карьеры.

Понятие "ценность" пришло в психологию из философии (аксиологии) и социологии. Ценности возникают и рассматриваются в отношениях человека к окружающему миру, к другим людям. Личность смотрит на мир через призму своих ценностей, выражая пристрастное к нему отношение.

С позиций представлений о личности как о целостной структуре обозначается общий контекст выделения ядра этой структуры. Л.И. Божович отмечает, что "целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью". В основе направленности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека иерархическая система мотивов, которая и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Направленность личности может проявляться в разных сферах ее жизни и деятельности. Однако, наиболее глубокой, фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и обществу. Ориентация на себя или на других определяет разное личностное развитие.

Анализ строения личности, проведенный Н.И. Непомнящей, с позиций целостного подхода привел к выделению важнейшей "обобщенной формой фиксации личностного опыта, а именно, "ценностности". Н.И. Непомнящая подчеркивает тот факт, что ценностность обладает большей обобщенностью, чем соответствующие ей потребности, мотивы, интересы, так как отражает наиболее общие для данного человека отношения к миру. "Ценностность включает взаимосвязь выделенности, то есть избирательной значимости для субъекта определенной стороны действительности и содержания образа Я".

Ценность - один из компонентов психологической структуры личности. Она характеризует сферу действительности, наиболее значимую для субъекта, определяет содержательные особенности других компонентов психологической структуры личности, особенности ее развития.

Регулирующая функция ценностей выражается в том, что при определенном соотношении регуляторных качеств образов значимых других, которые наполнены для индивида ценностным содержанием, возникает такая ситуация, когда субъект принимает жизненно важную цель, цель продуктивной активности, захватывающую и моменты самоизменения, роста личности. В дальнейшем ценности в совокупности с идеалами становятся звеньями процесса саморегуляции личности, исходным пунктом личностного развития.

Профессиональные ценности, ценности образования могут быть приняты студентом с опорой на их носителей - педагогов. Направленность продуктивной активности существенным образом может определяться тем, насколько сами педагоги выступают в качестве носителей тех сторон культуры, профессии и жизни в целом, которые могут стать субъектно представленными ценностями студентами, их референтности для личностной сферы студентов.

Ни один ветер не будет попутным,

если не знаешь, куда плыть.

Как корабль назовется, так корабль поплывет.

Многие люди думают, что самое важное для их успеха как личностей - это понять что-то. Понять суть теории, понять новую концепцию, даже прочитать и понять, как нужно "правильно действовать" - предполагая, что это понимание нового даст им все необходимое.

Всех нас в школах и институтах обучали тому, что знание - это сила. А прочие нематериальные понятия и характеристики собственной личности не затрагивались вовсе. И, соответственно, их наличию или культивации не уделяется внимания. Это - основная причина того, что у нас очень много людей с развившимся интеллектом, и очень мало людей самореализовавшихся, еще меньше людей самореализовавшихся разносторонне.

Немногие сознают, что понимание - это лишь часть дела. Для успешной самореализации нужно гораздо больше. Личность, ориентированная на самореализацию, постоянно сталкивается с тремя главными бичами. Это: страх (действовать), сомнение (в собственных силах, в терминах коучинга - ресурсах) и беспокойство (за будущее). Все эти три бича в разной степени знакомы большинству из нас. Кто-то от природы мало подвержен этим бичам или какому-то из них. И эти люди и добиваются такого, о чем большинство только мечтает, да и то мечтает недолго, а придумывает себе сотню оправданий, чтобы было не так обидно.

Возможно проводить осознанную работу над этими тремя бичами в процессе работы над собственными целями. Первое - максимально снизить риски будущих действий. Второе - создать резервы в важных областях жизни для минимизации страха ошибиться. И третье - созидание поддерживающей структуры на период действий. Необходимо подумать о препятствиях, которые могут возникнуть на пути к цели.

Цель представляет собой будущий результат, отражает представления человека о своем будущем, для достижения которого он планирует что-то сделать сегодня. Представления человека о будущем связаны с его желанием или нежеланием, идентичностью, самоактуализацией. Человек ставит цели для того, чтобы оказаться в желаемом будущем. Чтобы достичь желаемого будущего, цели должны быть ясные, четкие, сформулированные в позитивном ключе и в форме конкретного результата. Важно иметь представление о том, что человеку даст знать, что цель достигнута. Для прояснения целей, можно обсудить вопросы:

Как вы представляете себе завтрашний день? Ближайшее будущее? Будущее достаточно отдаленное?

Как вы представляете себя в 20, 30, 40 лет?

Чего бы вы хотели достичь в жизни: в ближайшем будущем, в далеком будущем?

Перечислите пять важнейших жизненных целей, которых вы хотите достичь в жизни.

Значимые аспекты работы над собственными целями:

Осознать реалии сегодняшней ситуации, определить точку, в которой человек находится относительно обозначенной цели. Рассматривая весь опыт, который его в эту точку привел - достижения и ошибки, принять их.

Создание творческой атмосферы генерирования идей, возможностей реализации своих целей.

Создание условий для обретения веры в себя, свои возможности, способности.

Замечать все свои успехи, ценить себя, уважать. "Давайте похвастаемся тем, что мы сделали за время, пока не виделись!" (сначала может этого и не быть, затем появляются мелочи и т.д.)

Достигать - нельзя останавливаться!

Не сдаться, не подменять цели (пусть хоть маленькими шагами).

Достигнешь - и как ты с этим будешь жить?

Базовые условия для изменений:

1.      Осознанная потребность в изменениях.

2.      Понимание текущей ситуации.

3.      Ясность в отношении того, что менять и на что.

4.      Четкое видение последствий.

5.      Создание плана конкретных действий.

6.      Оценка.

Человек оценивает свой результат в зависимости от своей самооценки. Человек с высокой самооценкой стремится к высокому результату, бывает разочарован тем, что ему удалось достичь. При оценке своих способностей как скромных, получив сравнительно средний результат, человек может оценивать его как высокий применительно к самому себе. Человек оценивает результат в зависимости от того, сколько усилий и времени он потратил на его достижение. Если потрачено столько усилий и времени, сколько является соразмерным полученному результату, то человек испытывает удовлетворение. Если потрачено меньше, человек может испытывать радость от неожиданной радости. В случае, когда потрачено очень много усилий, времени, человек чувствует не только удовлетворение, но и усталость, разочарование.

Проанализировать полученный результат помогают вопросы:

  • Как вы считаете, соответствуют ли ваши успехи вашим способностям или в будущем вас ожидают еще большие успехи?
  • Сколько усилий вам пришлось потратить на самый значимый для вас успех?
  • Опишите 3-4 ваших успеха за последнюю неделю.
  • Сколько вам необходимо времени для достижения крупного успеха? Сколько времени нужно для небольшого успеха?
  • На какой доход вы рассчитываете, чтобы чувствовать себя успешным человеком?
  • Представьте себя в зрелом возрасте, когда жизнь на исходе. Как вы оцените свой крупный успех, например, в 70 лет? Будет ли он для вас таким же значимым и важным, как сейчас?

Оценивая приоритеты целей, возможно:

  • выделить неважные цели, для того, чтобы исключить их и освободить время и силы для реализации значимых целей (какие цели вы могли бы отнести к неважным целям, исключение которых не будет иметь для вас негативного значения, а наоборот, позволит вам сконцентрироваться на достижении важнейших целей?);
  • уточнить, каким образом и на какие действия тратится время на достижение целей (особенно в случаях, когда цели относятся к отдаленному будущему, например, "дать детям образование");
  • какие цели являются краткосрочными, какие долгосрочными.

Майк Литман, называемый современным Наполеоном Хиллом, ведет радио-шоу личностного роста на одной из американских радиостанций. Его шоу транслируется на 31 страну. Этот парень проинтервьюировал многих богатых людей Америки в 2001-2002 гг. Его задачей было понять, что отличает их от людей, не добившихся большого успеха. Результаты своего исследования он описал в статье "Составные части миллионера".

То, что он выявил, озадачило его. Эти сверхуспешные люди делали две общие вещи:

  • В конце каждого дня они находили некоторое время, чтобы "остановиться и подумать". Все мы находимся в бесконечной суете и спешке, которой никогда не будет конца. "Остановиться и подумать" означает взглянуть на то, что происходит с нашей жизнью и временем, на что мы их тратим. И как можно это улучшить. И сделать такой взгляд ежедневным.
  • Периодически они "визуализировали" свои цели, добиваясь четкого видения желаемого результата. Насыщая себя позитивными эмоциями от предвкушения будущего результата. Когда мы это делаем, весь мир помогает нам в достижении того, что мы хотим.

О создании таких привычек стоит задуматься.

Выяснение возможных причин не достижения поставленных целей

Вопросник (М. Вудкок, Д. Фрэнсис)

1.      Действительно ли Ваши цели важны для Вас? Цели, в которых не заинтересованы, обычно не достигаются.

2.      Реальны ли Ваши цели? Бывает, что люди устанавливают цели, которых почти невозможно добиться, а потом удивляются своей неудаче.

3.      Вложили ли Вы в достижение целей достаточно сил и внимания? Вполне достижимые цели могут быть не реализованы из-за того, что на преодоление препятствий не было приложено достаточно усилий.

4.      Сохраняют ли Ваши цели актуальность? Возникновение новых обстоятельств может сделать некоторые ваши цели устаревшими.

5.      Достаточно ли Вы привлекали к делу окружающих? Без помощи и поддержки многие проекты обречены. Установление на ранних этапах работы взаимосвязей с окружающими помогает продвижению вперед.

6.      Не слишком ли рано Вы сдались? Во многих случаях люди признают себя побежденными "слишком" рано, когда настойчивость могла бы привести к успеху.

Формирование деловой целеустремленности

Достигнуть успеха в жизни можно только тогда, когда у Вас есть четкая цель.

Решите, чего Вы хотите

Слагаемые успеха:

  • иметь ясную, точную картину того, что Вы хотите (четкость цели, сенсорная специфичность);
  • иметь приоритет цели и уметь сосредоточиться на более важных;
  • определить реальность достижения конкретных целей;
  • сочетать наличие цели с чувством убежденности в том, чтобы Вы действительно хотели ее достичь и хотите сделать все, что нужно для ее достижения.

3) Представьте себя через три года, через пять лет (учеба, экономическое положение, физическое и психическое состояние, взаимоотношения с окружающими, общекультурное и профессиональное саморазвитие, семейная жизнь, профессиональная деятельность, хобби).  

 

 

Расписание
Заочная форма обучения
Весенний семестр 2014 г. нечетная неделя

Информационно-библиографическая культура

План мероприятий на месяц
Афиша праздников


Медиапартнеры ТюмГНГУ
ТюмГНГУ в социальных сетях